Согласно легендарному Житию, рождению П. предшествовало знамение, к-рое его мать, царица Прокопия, получила во сне: ей приснилось, будто она посреди хлебного поля родила агнца, на к-рого тут же бросились 2 льва, однако агнец не испугался, а стал защищаться; тут царица увидела, что это не агнец, а младенец мужского пола, держащий в руках крест, при виде к-рого львы упали замертво. Проснувшись, Прокопия разрешилась от бремени мальчиком. Она объясняла свой сон так: агнец - это символ кротости ее сына, умерщвление львов посредством креста - его буд. иноческий образ и победа над страстями, хлебное поле - символ духовных даров, которыми Прокопий будет питать души алчущих духовного наставления.
После отречения Михаила I и восшествия на престол имп. Льва V (813-820) Прокопий был оскоплен по приказу нового правителя, опасавшегося его притязаний на трон (в действительности были оскоплены сыновья Михаила I Феофилакт, к-рый вскоре скончался, и Никита, буд. Патриарх К-польский свт. Игнатий). Прокопий, однако, получил блестящее образование и проявил себя как одаренный писатель: его считают составителем «Слова на Введение во Храм Пресв. Богородицы», канона 40 мученикам и канона Честному Кресту.
Несмотря на мирскую славу и оказываемые ему почести, Прокопий решил посвятить жизнь служению Богу. Он покинул К-поль под видом нищего и отправился на Афон. Там он принял постриг с именем Павел и поселился в монастыре, по преданию, основанном имп. св. Пульхерией († 453; пам. 10 сент.), сестрой имп. Феодосия II (408-450). Ко времени прихода П. обитель была разорена араб. пиратами, и подвижник устроил себе келью на развалинах. Вскоре о нем узнал прот (монах в чине главного администратора и председателя совета по управлению на Св. Горе) и стал расспрашивать о его происхождении, на что П. ответил, что является нищим иноком из Ксиропотамского мон-ря. Якобы с тех пор обитель св. Пульхерии и начали называть Ксиропотам (т. е. «сухая река» или «сухой поток»), хотя есть сведения, что это название употреблялось со времени основания обители, первоначально посвященной мч. Никифору, под к-рым следует понимать мч. Никифора Антиохийского (пам. 9 февр.).
Через нек-рое время П. разыскал вступивший на престол Роман I Лакапин и вызвал его в К-поль, чтобы поручить прославленному подвижнику царского рода воспитание своих детей. П. исцелил болеющего императора, однако отказался жить в столице. Роман отпустил П. на Афон и пожертвовал большую сумму на возобновление разоренной обители св. Пульхерии. Сохранившийся хрисовул Романа I Лакапина (924) считается неподлинным (RegImp. N 600), в отличие от документа о дарении Ксиропотаму большого участка земли при имп. Константине VII Багрянородном и его сыне, Романе II в 956 г. (Actes de Xéropotamou. P., 1964. N 1), из чего следует, что к этому времени обитель уже была возобновлена. Во вновь отстроенную обитель стало стекаться множество иноков, но П. уклонился от славы и почестей и, поручив руководство мон-рем достойному кандидату, удалился в др. место. Однако и туда к нему стали собираться ученики. Вскоре их число достигло такого количества, что назрела необходимость построить добротные кельи для размещения братии и защиты от возможных пиратских набегов. Имп. двор вновь сделал пожертвование на новую обитель, посвященную вмч. Георгию Победоносцу и называемую также мон-рем прп. Павла. Спустя непродолжительное время после основания этой обители П. мирно скончался в кругу духовных чад, преподав им последние наставления. Его мощи были перенесены в К-поль, где их встретила торжественная процессия во главе с императором.
Р. Жанен предполагал, что П. скончался ок. 950 г. (Janin. 1968. Col. 283), однако П. Ксиропотамский фигурирует в документах 2-й пол. X в., и совр. исследователи не находят оснований считать, что это др. инок, тезка П. По мнению Д. Папахрисанфу, оба монастыря (восстановленная обитель св. Пульхерии и новопостроенный мон-рь или скит во имя вмч. Георгия) носили название Ксиропотам и оба основаны П. Ксиропотамским (Παπαχρυσάνθου Δ. Ο Αθωνικός μοναχισμός: Αρχές και οργάνωση. Αθήνα, 1992. Σ. 182-188).
П., прп. Ксиропотамский, упомянут в афонских актах в связи с конфликтом святогорцев с прп. Афанасием Афонским. П. был в числе авторитетных иноков, в 972 г. написавших жалобу имп. Иоанну I Цимисхию (969-976) на деятельность прп. Афанасия, к-рая, по их мнению, подрывала древние устои Св. Горы и ограничивала в свободе иноков, выбиравших уединенное житие вместо киновий. П. также фигурирует и в уставе, к-рый Иоанн Цимисхий составил для Афона («Трагос»). П. Гунаридис, исследователь свидетельств о П. в афонских актах, полагал, что П., подписавший обращение к Иоанну Цимисхию,- это тот же самый человек, который возобновил мон-рь св. Пульхерии под названием Ксиропотам и нек-рое время был его игуменом, а в кон. 90-х гг. Х в. или в нач. XI в. стал протом Св. Горы, затем оставил эту должность и подвизался как простой монах. До или после исполнения обязанностей прота он, стремясь к уединению, основал монастырь прп. Павла, расположенный ближе к оконечности Афонского п-ова, игуменом к-рого впосл. стал его ученик и тезка - Павел, упоминаемый в актах в 1007-1018 гг. (Γουναρίδης Π. ῾Ο Αγιος Παῦλος κα ἡ Μονὴ Ξηροποτάμου // Βυζαντινὰ Σύμμεικτα. ᾿Αθήνα, 1989. Τ. 8. Σ. 135-142). Т. о., П. скончался на рубеже X и XI вв.
В чине преподобных П. появляется в росписях купольных нартексов (лити) кафоликонов афонских мон-рей: Хиландара (1321/22) - на 2-м ярусе на сев. стене; Дионисиата - на нижнем ярусе, на арке окна на юж. стене (1-я пол. XVII в.), рядом с прп. Максимом Кавсокаливитом. Фреска в лити Дионисиата по рисунку и цвету повторяет образ, созданный Панселином, с той лишь разницей, что лицевые морщины подчеркнуты контрастом цвета основы и белильной разделкой. В нартексе парекклисиона вмч. Георгия мон-ря св. Павла, который находится на верхнем этаже сев. братского корпуса (по выражению В. Г. Григоровича-Барского - «на столпе») и украшен фресками (ок. 1552-1555, мастер Антоний Афонский), П. изображен на зап. стене рядом с афонскими святыми, преподобными Петром и Афанасием, а также с преподобными Кириаком Отшельником и Нилом Синаитом.
На Афоне были созданы также иконы П., предназначенные в основном для храмов мон-ря св. Павла. На иконе из Нового скита (1-я пол. XVIII в.) он представлен рядом с архидиак. Стефаном Первомучеником, в небесном сегменте Христос благословляет обоих святых. В правой руке П. держит крест, в левой - свиток. Как основатель обители он изображен на иконе перед Христом Пантократором (сер. XVII в.) с моделью церкви на левой руке. В продолжение визант. традиции образ святого с видом основанного им мон-ря был создан неизвестным мастером-иеромонахом (монограмма «В») для мон-ря Ксиропотам (ок. 1870). Преподобный стоит на фоне гористого ландшафта, между огражденными ансамблями мон-рей Ксиропотам и св. Павла, с кафоликонами в центре; в правой опущенной руке П. держит развернутый свиток, левой прижимает к груди крупный 6-конечный деревянный крест. Справа с облаков на него взирают Богоматерь с Богомладенцем на коленях, на границе темных облаков парят херувимы-путти. По безбородому лику и седым волосам П. узнаваем на греч. иконах «Собор преподобных отцов, на Афоне просиявших» (XVIII-XX вв.).